Главная Кафедры Естественно-научных дисциплин Образовательные программы кафедры Химическая технология органических веществ
Химическая технология органических веществ
Сфера профессиональной деятельности

Выпускник предназначен для работы в отраслях (областях): нефтепереработка, нефтехимия, переработка полимеров, геология, гидрогеология, горная промышленность, наука и образование.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются предприятия по производству органических веществ, по переработке нефти, газа, угля и полимеров, эластомеров, лакокрасочных материалов, порохов, твердых и жидких ракетных топлив, по подготовке, добыче и транспортировке углеводородного сырья и их рационального использования; научно-исследовательские и проектные отраслевые институты; средние технические учебные заведения; оборонные предприятия, горно-добывающие отрасли промышленности.

Предметами профессиональной деятельности бакалавра являются: продукты основного и тонкого органического синтеза, полимеры, аппараты и оборудование химической технологии производства и переработки органических веществ и материалов, различные типы сырьевых и вспомогательных материалов и веществ (в т.ч. нефть, газ, уголь, растительное сырье), полимеры, мономеры, эластомеры химические реагенты и реактивы, научно-исследовательские приборы и оборудование.

Виды профессиональной деятельности

  • организационно-технологическая;
  • производственно-управленческая;
  • проектная;
  • научно-исследовательская;
  • образовательная, педагогическая.


  • Функции профессиональной деятельности

    Организационно-технологическая деятельность
  • организация и реализация входного контроля сырьевых материалов с позиций возможности производства и переработки органических веществ;
  • оценка состава и свойств исходного сырья с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих высокое качество;
  • анализ путей совершенствования и модернизации технологических линий, оборудования с целью проведения высокоэффективных технологических процессов по производству и переработке органических веществ.


  • Производственно-управленческая
  • организация работы коллектива в условиях действующего производства;
  • осуществление технического контроля;
  • проведение технико-экономического анализа производства.


  • Проектная деятельность
  • проектирование новых и модернизация действующих технологических схем, выбор технологических параметров, расчет выбора оборудования;
  • разработка проектно-сметной документации, обеспечивающей эффективность проектных решений;
  • анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов на основе широкого использования математических моделей.


  • Научно-исследовательская деятельность
  • планирование и проведение научных исследований в области химической технологии органических веществ;
  • моделирование и оптимизация производственных установок и технологических схем;
  • анализ научно-технической литературы и проведение патентного поиска.


  • Образовательная (педагогическая) деятельность
  • обучение молодежи химии и технологии переработки органических веществ;
  • воспитание молодого поколения в педагогической и производственной деятельности.


  • Типовые задачи профессиональной деятельности
  • организация и реализация входного контроля исходных сырьевых материалов, веществ и вспомогательных материалов для обеспечения действующих технологических линий и процессов;
  • проведение технологического контроля действующих технологических линий, процессов и технологического оборудования по производству и переработке органических веществ, переработке нефти, газа и угля, полимеров, эластомеров, синтетических волокон в соответствии с требованиями промышленного технологического регламента и технико-эксплуатационной документации;
  • экспертиза и диагностика состояния и динамики объектов деятельности (технологических процессов, оборудования и т.п.) с использованием необходимых методов и средств анализа;
  • разработка технических заданий на проектирование новых технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;
  • разработка технических заданий на проектирование по модернизации существующих технологий, технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий;
  • разработка технологических регламентов различного типа (лабораторного, опытно-промышленного, промышленного);
  • участие в отработке опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;
  • участие в проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке новых химических технологий и технологических процессов;
  • разработка проектно-сметной документации по производству органических веществ и материалов, участие в проведении пусконаладочных работ;
  • анализ и оценка альтернативных вариантов технологических схем и отдельных узлов промышленных предприятий по производству органических веществ;
  • организация работы коллектива исполнителей и специалистов в условиях действующего производства;
  • поддержка необходимого уровня трудовой и производственной дисциплины;
  • проведение технико-экономического анализа производства;
  • принятие и реализация управленческих решений в условиях различных мнений;
  • продолжение образования на последующей ступени высшего професcионального образования.


  • Направления профессиональной деятельности

  • производственно-управленческом;
  • инженерно-техническом;
  • организационно-технологическом;
  • проектно-технологическом;
  • конструкторском;
  • организационно-управленческом;
  • научно-исследовательском;
  • образовательно-педагогическом.


  • Содержание профессиональной деятельности

    Бакалавр химик-технолог в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
    производственно-технологическая деятельность:
  • организация и осуществление входного контроля сырья и материалов, используемых в производстве органических веществ и материалов;
  • оценка состава и свойств исходного сырья, промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих высокое качество;
  • контроль и обеспечение высокой эффективности использования оборудования, сырья и вспомогательных материалов;
  • организация и обеспечение эффективности функционирования технологических линий, технологических процессов по производству и переработке органических веществ и материалов в соответствии с требованиями технологического регламента;
  • организация и обеспечение эффективности функционирования технологических линий, технологических процессов по переработке нефти, газа, угля, полимеров, эластомеров, растительного сырья в соответствии с требованиями технологического регламента;
  • экспертиза и диагностика состояния и динамики технологических процессов и технологического оборудования с использованием необходимых методов и средств анализа.


  • Проектная деятельность:
  • разработка технических заданий на проектирование новых технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;
  • разработка технических заданий на проектирование по модернизации существующих технологий, технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;
  • разработка технологических регламентов различного типа (лабораторного, опытно-промышленного, промышленного);
  • отработка опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;
  • обеспечение и участие в пусконаладочных работах;
  • разработка проектно-сметной документации в производстве органических веществ и материалов;
  • анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов.


  • научно-исследовательская деятельность:
  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке новых химических технологий и технологических процессов;
  • проведение пусконаладочных работ.


  • организационно-управленческая деятельность:
  • организация и обеспечение эффективной работы коллектива исполнителей и специалистов в условиях действующего производства;
  • поддержка необходимого уровня трудовой и производственной дисциплины;
  • проведение технико-экономического анализа производства;
  • принятие и реализация управленческих решений в условиях различных мнений.


  • Требования к ключевым компетенциям

    должен иметь представление:
  • об основных гуманитарных, социальных и экономических учениях; о процессах и явлениях природы, их единстве и взаимосвязи; о культурных ценностях человечества;
  • о фундаментальном единстве естествознания, его незавершенности и возможности дальнейшего развития; о глобальных проблемах экологии;
  • о роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
  • об архитектуре современных компьютеров; о месте и роли химической технологии в развитии науки, техники и производства;
  • об основных химических производствах, источниках сырья, принципах построения и анализа химико-технологических систем;
  • о тенденциях развития химической технологии;
  • об основных научно-технических проблемах и перспективах развития в области химической технологии производства и переработки полимеров, переработки нефти, газа, угля и их взаимосвязи со смежными отраслями.


  • Знать:
  • историю страны и ее место в мировом сообществе;
  • условия формирования личности и ее свободы;
  • современные научные методы познания природы и различных процессов;
  • основы экономической теории и правовой системы законодательства Казахстана;
  • основы информатики; классификацию языков программирования;
  • основы математики, законы физики, химии, необходимые для решения профессиональных задач;
  • сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы наук, определяющих конкретную область его деятельности;
  • основы проектирования технологических объектов;
  • физико-химические основы гидродинамических, тепловых, массообменных и реакционных процессов химической технологии, в том числе термических, каталитических;
  • методы химического и инструментального анализа веществ и контроля их качества, функции, принципы построения и элементную базу систем автоматического управления;
  • основные элементы конструкций производственных зданий и генплана предприятий;
  • организационно-экономические основы деятельности предприятий;
  • принципы построения технологических схем производства и переработки органических веществ и выбора технологического оборудования нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий;
  • принципы создания безотходных и экологически безопасных технологий.


  • Уметь:
  • научно анализировать социально значимые проблемы и процессы;
  • использовать методы гуманитарных наук в различных видах процессов и социальной деятельности;
  • на научной основе организовать свой труд;
  • приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  • составлять и использовать математические модели, составлять нормативные и правовые документы;
  • вести на иностранном языке беседу-диалог, читать литературу по специальности;
  • составлять рефераты, деловые письма на иностранном языке;
  • поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных дисциплин;
  • использовать основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации, экологии;
  • планировать и организовать технологические процессы производства органических веществ;
  • управлять ими с применением средств автоматики;
  • проектировать технологические линии новых предприятий, анализировать условия и режим работы технологического оборудования;
  • производить научные исследования в области технологии производства и переработки полимеров, переработки нефти, газа и угля, обрабатывать и анализировать полученные результаты.


  • Иметь навыки:
  • физического самосовершенствования;
  • культуры мышления и выражения мыслей;
  • владения государственным и официальным языками Республики Казахстан;
  • компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
  • знаниями основных производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
  • приемами проектирования, конструирования, выбора, расчетов технологического оборудования;
  • методами составления тепловых и материальных балансов химических производств;
  • способностью быстрого освоения прогрессивных технологий и смежных специальностей;
  • методами технико-экономического анализа инженерных решений.


  • Быть компетентным:
  • в области гуманитарных и социально-экономических наук;
  • в основах производственных отношений; в основах информатики, математики, физики, в технологии органических веществ, в неорганической, органической, физической химии, экологии, химии и технологии нефти, газа, угля и полимеров;
  • в организационно-экономических основах деятельности предприятий;
  • принципах построения технологических схем производства и переработки органических веществ, нефти, газа, угля, полимеров;
  • в выборе технологического оборудования.