Главная Кафедры Естественно-научных дисциплин Образовательные программы кафедры Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
Сферой профессиональной деятельности производство, все отрасли промышленности, включая военно-промышленный комплекс, а так же проектно-конструкторские и научно-исследовательские.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются организации, предприятия военно-промышленного комплекса, государственные органы управления, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, фирмы различных форм собственности.

Предметы профессиональной деятельности

  • технологические машины и оборудование;
  • энергетическое оборудование;
  • ходовое оборудование;
  • рабочее оборудование;
  • системы привода машин;
  • системы управления движением;
  • системы жизнеобеспечения оператора;
  • общий корпус для размещения всех частей машины;
  • конструкционные и эксплуатационные материалы;
  • оборудование для изготовления, испытания и утилизации технологических машин;
  • оборудование для технического обслуживания и ремонта технологических машин;
  • контрольно-измерительные приборы для изготовления и эксплуатации машин;
  • оборудование для автоматизации рабочих процессов машин;
  • оборудование для проектирования машин.


  • Сферой профессиональной деятельности бакалавра являются все отрасли экономики, включая военно-промышленный комплекс, индустрию, сельское и коммунальное хозяйства, сферы производства и потребления, государственные органы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, экологические службы.

    Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются предприятия и организации, оказывающие влияние на природосоставляющие, техногенные, социальные, информационные системы и их компоненты; водные, земельные, биотические и прочие ресурсы; факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды; занимающиеся разработкой, внедрением и эксплуатацией технологических систем, сетей и защитой в чрезвычайных ситуациях; позволяющие предотвращать пожарную, экологическую, химическую, радиационную и другие опасности, проектно-изыскательские институты, бюро, фирмы и т.п. различных форм собственности

    Предметами профессиональной деятельности бакалавров являются инженерные сооружения, оборудование, информационные системы и программные продукты, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды, защиту в чрезвычайных ситуациях.

    Виды профессиональной деятельности:

    Производственно-технологическая деятельность:
  • участие в проведении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, предупреждению и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
  • разработка, внедрение и эксплуатация технологических систем, сетей и оборудования, предназначенных для осуществления безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • выполнение мероприятий по метрологии, стандартизации средств контроля и измерения, их наладка, поверка и настройка;
  • оценка технико-эколого-экономической эффективности при внедрении мероприятий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и защиту окружающей среды;
  • осуществление контроля за эксплуатацией природо и трудоохранных средств и спасательной техники, за соблюдением норм, правил и стандартов охраны труда, защиты в чрезвычайных ситуациях и охраны окружающей среды, регламентирующим производственные процессы и оборудование, спасательные работы и технику, ликвидацию последствий аварий, катастроф и экологический бедствий;
  • проведение первичного учета и анализа оперативно-текущих показателей выполняемых работ, измерение опасных и вредных производственных факторов, негативных факторов и техногенного риска производств и технических систем при чрезвычайных ситуациях, и также мониторинг окружающей среды;
  • проведение оценки опасных и вредных факторов производства;
  • предупреждение аварийных ситуаций на предприятиях;
  • проведение экспертизы и аудита хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан; оценка допустимости реализации объекта экспертизы с точки зрения безопасности для человека и окружающей среды;
  • формирование и организация деятельности специализированных мониторинговых, аварийно-спасательных, трудоохранных служб, их материально-технической базы.


  • Проектная деятельность:
  • участие в подготовке технических заданий на разработку и проектирование схем, приборов, аппаратов и систем, используемых в безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды с технико-эколого-экономическим обоснованием устройства, структуры и принципа действия;
  • разработка нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • разработка технической и рабочей документации и проектов на исследования социально-экологических систем и проблем, связанных с защитой окружающей среды, рациональным природопользованием и безопасностью жизнедеятельности.


  • Организационно-управленческая деятельность:
  • постановка целей и формулирование задач по текущей работе и на перспективу;
  • организация работы малых коллективов исполнителей; разработка оперативных планов первичных производственных подразделений;
  • ведение технической и экологической документации, касающейся профессиональной деятельности;
  • разработка норм и правил в области безопасности жизнедеятельности, а также установление порядка их выполнения при проведении хозяйственной и иной деятельности.


  • Экспериментально-исследовательская деятельность:
  • проведение измерений и обследования фактического состояния рабочей зоны, окружающей среды, природных ресурсов, управление их качеством и прогнозирование на текущий и долгосрочный периоды и анализ результатов;
  • составление описаний проводимых исследований, подготовка данных и составление отчетов, обзоров и научных публикаций;
  • участие в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды; предотвращения чрезвычайных ситуаций.


  • Функции профессиональной деятельности:
  • проведение работ по созданию условий безопасности жизнедеятельности, охране труда и окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • проведение обучения и инструктажа по технике безопасности, охране труда и окружающей среды;
  • осуществление контроля выполнения требований по безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды.


  • Типовые задачи профессиональной деятельности

  • повышение профессионального уровня;
  • информирование руководства и персонала об изменениях в законодательных, нормативно-правовых и иных документах в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • разработка инструкций и других документов, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны труда и защиты окружающей среды;
  • участие в проведении работ, связанных с предотвращением чрезвычайных и аварийных ситуаций, а также с ликвидацией их последствий;
  • составление нормативно-технической, нормативно-экологической, отчетной и иной документации;
  • анализ и прогноз состояния рабочей зоны и окружающей среды.


  • Профессиональная деятельность бакалавра направлена на обеспечение безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, предотвращение чрезвычайных ситуаций.

    Содержание профессиональной деятельности бакалавра заключается в разработке, реализации и контроле проектов, программ, технических решений и мероприятий по пожарной, промышленной, экологической, химической, радиационной, биологической и другим видам безопасности; по защите окружающей среды и ее компонентов (воздушный бассейн, водные, земельные, биотические и другие ресурсы) от техногенного воздействия; осуществление исследовательской, экспериментальной, аудиторской и иных видов деятельности, касающихся решения проблем в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях.

    Требования к ключевым компетенциям

    бакалавр должен иметь представление:
  • о природных и техногенных процессах, обуславливающих нарушение требований безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • о многофункциональной деятельности человека и человечества, основанной на современных подходах к требованиям безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • о возможностях передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасностижизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • об этических, правовых нормах, регулирующих отношения между людьми, человеком и обществом в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, а также их применения при реализации различных программ в этой области;
  • о сущности и социально-общественной значимости своей специальности; основных проблемах, обуславливающих профессиональную деятельность бакалавра;


  • знать:
  • основные положения Конституции Республики Казахстан, законодательные и нормативно-технические акты в области безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • принципы стандартизации, сертификации и техники измерений в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • методы оценки технико-экономической и эколого-экономической эффективности мероприятий, проводимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
  • основы охраны труда, промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, а также радиационной, химической, биологической, пожарной безопасности;
  • базовые языки и основы программирования, типовые программные продукты, ориентированные на решение задач в области безопасности жизнедеятельности.


  • уметь:
  • профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность;
  • поставить цель и сформулировать задачи по текущей работе и на перспективу;
  • кооперироваться с коллегами и планировать работу малых коллективов;
  • реализовывать свои потенциальные возможности по повышению образовательного уровня, научного кругозора, компетенции, квалификации, приобретению новых знаний, умений и навыков, совершенствованию знаний казахского, русского и иностранных языков;
  • пользоваться средствами информатики и компьютерной техники для поиска, сбора, хранения, обработки и применения информационных продуктов;
  • быть готовым к расширению сферы или изменению характера своей профессиональной деятельности;


  • иметь навыки:
  • эффективного использовать знания и умения в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, охраны труда, информатики, экономики предприятий и природопользования;
  • ориентироваться в стратегии главных направлений в области социально-гуманитарных, естественных, общепрофессиональных и специальных наук, а также использовать их методы в своей профессиональной и производственной деятельности;
  • развивать культуру мышления, пользования общими законами диалектики и логики, изложения в устной и письменной форме результатов своей профессиональной деятельности.


  • быть компетентным:
  • ориентироваться в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • ориентироваться в вопросах организации, проведения и контроля мероприятий в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды;
  • ориентироваться в вопросах разработки и составления экологической и технической документации, проектов, программ, планов предприятий, организаций;
  • ориентироваться в области проведения экспериментально-исследовательских работ;
  • ориентироваться во всех аспектах профессиональной деятельности, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях.


  • Основные общенациональные цели образования и иерархия целей (по циклам дисциплин)

  • воспитание в духе патриотизма, дружбы народов Республики Казахстан, уважения к культурным традициям и обычаям;
  • формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей выпускника;
  • формирование экологической, физической, этической, правовой культуры, культуры мышления;
  • языковая подготовка бакалавра;
  • формирование фундаментальных знаний, необходимых для усвоения профессиональных дисциплин;
  • формирование теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности.