Главная Кафедры Экономики и финансов Образовательные программы кафедры Экономика
Экономика
Сферами профессиональной деятельности являются государственные органы, учреждения и организации всех форм собственности, органы управления государственного регулирования экономики в звеньях рыночной инфраструктуры, научно-исследовательские учреждения.
Бакалавр экономики и бизнеса по специальности «5В050600 – Экономика» может осуществлять аналитическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую (административную) и образовательную (педагогическую) деятельность в следующих областях:
  • исследование функционирования отраслевых и региональных рынков, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм;
  • совершенствование системы менеджмента предприятия;
  • формирование экономической стратегии и политики предприятий;
  • регулирование социально-экономических отношений на государственном, отраслевом и внутрифирменном уровнях.
  • Бакалавр по данной специальности должен обладать комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, касающихся решения задач экономического и организационного характера, применения современных технологий, обработки информации, принятия решений в условиях динамично изменяющейся внешней среды.
    Иметь достаточную теоретическую подготовку для решения практических задач и проблем в нестандартных ситуациях, условиях неопределенности и риска. Бакалавр должен быть практически подготовлен к творческой, активной, профессиональной и социальной деятельности, качественному выполнению практических задач в рамках экономической и иных управленческих функций, иметь теоретическое представление об основах организации производства, о закономерностях развития общества, об экономическом поведении людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

    Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций и предприятий независимо от их вида деятельности, формы собственности, категорий участников (резиденты и нерезиденты РК), организационно-правовых форм, государственные органы республиканского и местного уровней; научно-исследовательские институты, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования.

    Предметом профессиональной деятельности бакалавра экономики и бизнеса является изучение действий и форм проявления общих, частных и специфических экономических законов развития экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия, а также условий и факторов выявления резервов для обеспечения достижений наилучших результатов при оптимальных затратах.

    Виды профессиональной деятельности

    Организационно-технологическая деятельность:
    Бакалавр по данному направлению обладает навыками для квалифицированной работы в сфере разработки, внедрения и применения технологии управления в конкретной организации, в том числе:
  • осуществляет всесторонний анализ и контроль надлежащего соблюдения технологии управления;
  • участвует в создании научно-методологической и организационно-технологической базы управления;
  • разрабатывает совместно с другими специалистами и применяет наиболее эффективные методы, правила и процессы планирования, инвестиционного, инновационного и экологического менеджмента, ведения внешнеэкономической деятельности организаций и предприятий;
  • систематизирует и обобщает информацию для проведения экономических расчетов по деятельности хозяйствующих субъектов на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
  • проводит анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выводов; принимает активное участие в процессе организации производства, ресурсного обеспечения производственного процесса, организации управления маркетингом, логистикой, в разработке мероприятий рационального природопользования и охраны окружающей среды.


  • Производственно-управленческая деятельность является прерогативой бакалавров по данному направлению подготовки, поскольку образовательный процесс требует от них досконального изучения всех вопросов, связанных с процессом управления, в том числе:
  • управления производством;
  • создания эффективной системы управления;
  • анализа эффективности управленческих решений, осуществление контроллинга по всему спектру производственно-управленческой деятельности.


  • Проектная деятельность бакалавров по данной специальности осуществляется по двум основным направлениям: организационное проектирование и технико-экономическое обоснование проектов. Организационное проектирование включает в себя разработку организационных структур управления, обоснование ожидаемых технико-экономических результатов их внедрения и адаптацию. Технико-экономическое обоснование проектов предполагает подготовку и проведение проектных расчетов, разработку специальной документации (технико-экономическое обоснование, бизнес-план и.т.д.) в отношении организации нового предприятия, технического перевооружения, реконструкции и расширения действующего предприятия, внедрения новых видов продукции, а также осуществление контроля соответствия разрабатываемых проектов стандартам и другим нормативным документам.

    Научно-исследовательская деятельность бакалавров по данному направлению подготовки осуществляется как в рамках исследовательских программ высших учебных заведений, так и в составе соответствующих исследовательских групп научно-исследовательских институтов, предприятий и организаций. Особое место отводится международным программам научного сотрудничества в области экономики, организации и управления.

    Образовательная (педагогическая) деятельность выпускников данного профиля заключается в профессиональной деятельности (преподавании экономических дисциплин) в общеобразовательных учебных заведениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования.

    Функции профессиональной деятельности
  • участие в разработке государственных программ по развитию отраслей национальной экономики;
  • организация, планирование и координация деятельности по управлению предприятием и формирование его рыночной стратегии;
  • разработка мероприятий по совершенствованию организации деятельности всех подразделений, в том числе: планированию, прогнозированию, управлению затратами и материально-техническим снабжением, логистикой, сбытом;
  • обеспечение реализации производственных программ, проектов, стратегии развития предприятия;
  • планирование и осуществление внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • планирование затрат на содержание рабочей силы, ведение аналитических расчетов по организации и нормированию труда, совершенствование методики исчисления заработной платы, и распределение фонда оплаты труда;
  • руководство планированием, осуществление работ по экспертизе проектной, предпроектной документации в части ее соответствия международным стандартам;
  • осуществление экономического анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности хозяйствующих субъектов и использование полученных сведений для принятия управленческих решений;
  • ведение аналитических расчетов на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы по основным средствам, управлению запасами, управлению затратами; определению экономической эффективности предприятия;
  • экономическое обоснование и внедрение инноваций в сфере материального и нематериального производства;
  • осуществление контроля всех видов экономико-организационной и управленческой еятельности;
  • проведение контроля за соблюдением нормативов и стандартов рационального природопользования и охраны окружающей среды.


  • Типовые задачи профессиональной деятельности
  • получения полноценного, качественного базового образования в области экономики, управления и организации производства, природоохранной деятельности;
  • приобретения высокого общего интеллектуального уровня развития, овладение грамотной и развитой речью, гуманитарной культурой, высокими нравственными, этическими и правовыми нормами, культурой мышления и навыками научной рганизации труда;
  • развития творческого потенциала, инициативы и новаторства;
  • продолжения студентами образования на последующей ступени многоуровневого образования;
  • конкурентоспособности специалистов на рынке труда.


  • Содержание профессиональной деятельности

  • разработка и применение технологии управления в конкретной организации;
  • разработка процедуры планирования, менеджмента персонала, инвестиционного, инновационного и экологического менеджмента;
  • ведение внешнеэкономической деятельности в организациях и предприятиях;
  • участие в создании научно-методологической и организационно-технологической базы управления;
  • разработка мероприятий рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • организация производства, обеспечение технологического процесса необходимыми ресурсами;
  • проведение анализа эффективности управленческих решений, осуществление контроллинга по всему спектру производственной и управленческой деятельности.


  • Требования к ключевым компетенциям

    Бакалавр должен иметь представление:
  • о закономерностях и этапах исторического процесса;
  • об основных событиях мировой и отечественной экономической истории;
  • о курсе происходящих реформ в свете реализации «Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года»;
  • о тенденциях развития в сфере современного бизнеса;
  • о сущности основных явлений и назревших проблем в сфере управления экономикой и производством, в том числе состояния окружающей среды, зарубежном опыте управления предприятиями и экономикой в целом;


  • знать:
  • основные философские понятия и категории, закономерности развития природы и общества;
  • основные нормативно-правовые документы, регламентирующие сферу профессиональной деятельности, касающиеся функционирования экономики, ее отраслей и хозяйствующих субъектов;
  • основы математического анализа, теории вероятностей, статистики для решения экономических задач;
  • основные понятия, категории, инструменты экономической теории;
  • методы государственного регулирования экономики, направления экономической политики государства;
  • современные способы сбора, хранения и обработки информации, основы информационных технологий;
  • экономические аспекты охраны окружающей среды;
  • организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности;
  • теоретические основы и закономерности развития экономики на макроуровне, экономический механизм функционирования предприятия;
  • основы бухгалтерского учета и аудита, финансового менеджмента, управления персоналом, международных экономических отношений.


  • уметь:
  • применять методы и средства познания для интеллектуального и культурного развития и совершенствования, повышения профессиональной компетентности;
  • использовать основные и специальные методы экономического анализа информации, систематизировать и обобщать информацию, готовить обзоры, отчеты по вопросам профессиональной деятельности;
  • анализировать во взаимосвязи экономические процессы, явления на макро- и микроуровне, выявлять проблемы, предлагать пути и способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
  • рассчитывать на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы макроэкономические показатели и социально-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов;
  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
  • критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
  • уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;
  • использовать методы экономико-математического моделирования и оптимизации показателей деятельности хозяйствующих субъектов с применением компьютерных технологий;
  • принимать профессиональные решения с учетом экономических, экологических последствий, требований этики и права;


  • иметь навыки:
  • использования специальной экономической терминологии и лексикой специальностей как минимум на одном иностранном языке;
  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
  • профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
  • использования методов экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;
  • разработки инвестиционных проектов на основе типовых методик с учетом действующих нормативно-правовых актов;
  • пользоваться методами оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, их финансового состояния, определения уровня конкурентоспособности;
  • применения методов нормирования труда, принципов и правил организации и оплаты труда, управления запасами, затратами предприятия;
  • владения методологией планирования, использования методов разработки общей и функциональных стратегий развития предприятия.


  • быть компетентным в вопросах:
  • экономического развития международных отношений;
  • применения и соблюдения республиканских и международных норм стандартизации и сертификации продукции;
  • создания предприятия и организации производственных процессов в нем;
  • умения проектирования трудовых процессов и рабочих мест, разработки современных форм оплаты и стимулирования труда;
  • разработки организационно-управленческих структур предприятия, положений о подразделениях, должностных инструкций;
  • проведения диагностики производственно-экономического потенциала предприятия;
  • охраны окружающей среды и экономики природопользования.


  • Основной общенациональной целью образования в соответствии с Государственной программой развития образования в РК на 2005-2010 годы является удовлетворение интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования, представление каждому гражданину широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.

    Цель цикла образовательных дисциплин – подготовка специалиста новой формации, обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, адаптивного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.

    Цель цикла базовых дисциплин – подготовка специалиста, обладающего необходимыми знаниями в области экономики, маркетинга, менеджмента, финансов, бухгалтерского учета, статистики, умеющего анализировать исходный материал и делать выводы.

    Цель цикла профилирующих дисциплин – подготовка специалиста к творческой активной профессиональной и социальной деятельности, качественному выполнению практических задач. Получение теоретических знаний для решения практических задач и проблем в условиях неопределенности и риска.