Главная Кафедры Экономики и финансов Образовательные программы кафедры Маркетинг
Маркетинг
Сфера профессиональной деятельности

Выпускники по данной специальности могут выполнять различные функции при осуществлении управленческой, предпринимательской, коммер­ческой и научно-исследовательской деятельности хозяйствующих субъектов. При реализации производственно-сбытовой и научно-технической деятельно­сти бакалавры изучают маркетинговые возможности и среду хозяйствующих субъектов, проводят маркетинговые исследования, отбирают целевой сегмент, прогнозируют спрос потребителей и позиционируют товары для выбранного сегмента, разрабатывают политику в области управления товаром, ценой, сбы­том и коммуникациями, направленную на удовлетворение потребностей потре­бителей и получение прибыли, разрабатывают стратегические и текущие планы -маркетинга и контролируют их выполнение.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются рын­ки (товарные, фондовые, информационные, капитала, труда и др.), маркетинговые возможности хозяйствующих субъектов, маркетинговые исследования, по­требители, поставщики, посредники, контактные аудитории, конкуренты, това­ры производственного и потребительского назначения, услуги, элементы про­движения (реклама, связи с общественностью, личные контакты, стимулиро­вание сбыта); государственные учреждения, предприятия услуг (гостиницы, предприятия общественного питания, туристские фирмы, экскурсионные бю­ро), производственные и посреднические предприятия, международные торго­вые палаты, торговые дома, транспорт и коммуникации, складское хозяйство, политические образования, общественные организации, индивидуумы и соци­умы.

Предмет профессиональной деятельности

Бакалавры данного профиля должны уметь проводить маркетинговые ис­следования по различным направлениям (исследование рынка, товаров/услуг, потребителей, посредников, конкурентов, маркетинговой среды и элементов комплекса маркетинга) для последующего принятия стратегических решений хозяйствующими субъектами в области сегментации рынка, выбора целевых сегментов, позиционирования (перепозиционирования) товаров/услуг хозяйст­вующих субъектов, разработки корпоративных и инструментальных стратегий.
Реализация таких маркетинговых мероприятий требует от бакалавра владения принципами и методами управленческой деятельности, предприимчивости и деловой активности, умения принимать эффективные маркетинговые решения на основе высокой профессиональной компетенции в области экономики, ме­неджмента, финансов, кредитования, учета и аудита, эконометрики.

Виды профессиональной деятельности

  • организационно-управленческая деятельность предполагает создание эффективной системы управления маркетинговой деятельностью любого хозяй­ствующего субъекта на основе применения принципов и технологий, научно-методологической и организационно-технологической базы маркетинг-менедж­мента;
  • производственно-технологическая деятельность осуществляется в виде совместной работы бакалавра маркетинга со специалистами отделов управле­ния человеческими ресурсами, снабжения, производства и финансов для эф­фективного осуществления материально-технического снабжения, производст­венной, инновационной и сбытовой деятельности с целью обеспечения конку­рентных преимуществ хозяйствующего субъекта на рынке. В частности, такая деятельность направлена на изучение и прогнозирование основных показателей конъюнктуры рынка товаров и услуг (расчет емкости и доли рынка, коэффици­ентов эластичности спроса/предложения и др.);
  • сервисно-эксплуатационная деятельность бакалавра по маркетингу предполагает разработку сервисной политики хозяйствующего субъекта в об­ласти оказания основных и дополнительных услуг; расчет издержек обращения и эффективности сервиса; продвижения услуг, обеспечения качества услуг (экономичности, доступности, надежности, безопасности, эргономичности, эс­тетичности и др.). Сервисно-эксплуатационная работа бакалавра тесно связана с маркетинговой деятельностью хозяйствующих субъектов по разработке информационной и обратной связи с потребителями, разработкой стратегии и тактики сервиса, сопровождающего реализацию товаров и услуг;
  • расчетно-проектная деятельность включает выбор организационной струк­туры отдела/департамента маркетинга, разработку бюджета маркетинга и бизнес-плана, осуществление расчетов по оптимизации товарного ассортимента, системы — распределения, товародвижения и продвижения; оценку эффективности марке­тинговых мероприятий, разработку экономически обоснованных решений по ве­дению производственно-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта;
  • экспериментально-исследовательская деятельность бакалавров включает разработку инновационной политики посредством организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и маркетинго­вых исследований. Экспериментально-исследовательская деятельность может проводиться в различных организационных формах: самостоятельно или совместно с внешними объектами (в рамках исследовательских программ высших учебных заведений, международных программ научного сотрудничества, исследовательскими организациями и другими хозяйствующими субъектами);
  • образовательная (педагогическая) деятельность по данной специально­сти связана с функциями преподавания дисциплин по маркетингу в общеобра­зовательных и средних профессиональных учебных заведениях, а также на кур­сах повышения квалификации и переподготовки кадров. Слушателями обучающих курсов и семинаров могут быть школьники, учащиеся, специалисты другого профиля подготовки, менеджеры низшего и среднего звена хозяйствую­щих субъектов, а также широкая публика. Бакалавры могут выполнять учебную работу в качестве ассистента, содержательное наполнение методических мате­риалов должно соответствовать для указанного выше уровня преподавания.


  • Функции профессиональной деятельности

  • разработка мероприятий по совершенствованию организации деятельности всех подразделений, в том числе: планированию, прогнозированию, управлению- затратами и материально-техническим снабжением, логистикой, сбытом;
  • осуществление маркетинговых исследований и сегментации рынка;
  • участие в разработке стратегии и тактики сервиса, бюджета маркетинга и бизнес-плана предприятия;
  • организация, планирование и координация деятельности по управлению предприятием и формирование рыночной стратегии фирмы;
  • осуществление маркетингового анализа и контроля;
  • управление и контроль над деятельностью предприятий в целом.


  • Типовые задачи профессиональной деятельности

  • планирование маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта;
  • организация и проведение маркетинговых исследований;
  • формирование корпоративных (портфельных, роста, конкурентных) стратегий хозяйствующих субъектов;
  • разработка функциональных стратегий (проведение сегментации рынка, выбор целевого рынка, позиционирование);
  • разработка и совершенствование товарной и ценовой политики;
  • организация системы сбыта и товародвижения продукции предприятия;
  • осуществление политики продвижения на рынке;
  • реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке;
  • проведение ревизии, аудита и контроля в маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.


  • Направления профессиональной деятельности

  • изучение конъюнктуры и прогнозирование рынка;
  • исследование маркетинговой среды хозяйствующих субъектов; проведение маркетинговых исследований;
  • осуществление маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов;
  • организация оптовой и розничной торговли;
  • проведение коммерческой деятельности;
  • управление торговыми марками и товарными знаками;
  • организация логистики;
  • проведение коммуникационной политики (организация связей с общест­венностью; рекламной деятельности; личных контактов; стимулирования сбыта);
  • осуществление экспертизы товаров и услуг;
  • разработка предложений по внедрению системы качества по обеспече­нию, управлению и улучшению.


  • Содержание профессиональной деятельности

    Проведение оценки маркетинговых возможностей хозяйствующих субъектов посредством таких методов, как ситуационный анализ, STEP-анализ, SWOT-анализ и GAP-анализ. Проведение маркетинговых исследований по различным направлениям:
  • исследование рынка для оценки конъюнктурных тенденций, определе­ния способов ведения эффективной конкурентной политики, выбора целевых сегментов и рыночных ниш), а также выявления перспектив его развития на ос­нове методов прогнозирования, экономико-математических методов и эксперт­ных оценок. Исследование рынка может проводиться как на макроуровне эко­номики Казахстана в целом, так и по отдельным регионам и в разрезе отраслей и сфер деятельности;
  • исследование потребителей для типологии и моделирования поведения потребителей на рынке и прогноза ожидаемого спроса;
  • исследование конкурентов для достижения выгодного положения на рынке относительно конкурентов и формирования стратегий обеспечения кон­курентных преимуществ;
  • исследование товаров для разработки ассортиментной и инновационнойполитики в зависимости от стадий жизненного цикла продукции, повышения качества и конкурентоспособности и выработки фирменного стиля;
  • исследование цены для выбора наиболее эффективных методов и стра­тегий ценообразования;
  • исследование товародвижения и продаж для определения возможности увеличения товарооборота, оптимизации запасов, выбора эффективных каналов товародвижения и разработки техники продаж;
  • исследование системы продвижения для выработки связей с обществен­ностью и повышения эффективности коммуникационных связей;
  • исследование внутреннего потенциала хозяйствующего субъекта для разработки политики адаптации хозяйствующего субъекта к динамично разви­вающимся факторам внешней среды.


  • Требования к ключевым компетенциям

    Выпускник должен иметь представление о (об):
  • научных философских, религиозных картинах мира, многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, ра­ционального и иррационального, о духовных ценностях и их значении;
  • теоретико-методологических основах науки, политики, истории полити­ческой жизни;
  • основах гигиены человека и здорового образа жизни;
  • основных положениях информатики и науки;
  • экономических законах и формах их проявления;
  • методах и инструментах государственной политики регулирования эко­номической жизни Казахстана и других стран, внешнеэкономической деятель­ности.


  • знать:
  • основные учения в области социально-гуманитарных и экономических наук;
  • категориально-понятийный аппарат маркетинга, логистики, коммерче­ской деятельности, международной торговли;
  • структуру экономической системы и макроэкономических параметров;
  • основы финансов, организации и регулирования денежного обращения, учета и отчетности;
  • основные принципы менеджмента, маркетинга и международной торговли;
  • основы товароведения и экспертизы товаров и услуг;
  • методы регулирования международной торговли, систему валютного ре­гулирования и контроля в Казахстане.


  • уметь:
  • анализировать деятельность хозяйствующих субъектов, проводить на­учно-обоснованный выбор необходимых форм организации управления;
  • применять статистические, экономико-математические методы в про­фессиональной и практической деятельности;
  • использовать принципы бухгалтерского и управленческого учета при организации финансово-хозяйственной деятельности;
  • принимать маркетинговые решения на основе всестороннего фактор­ного, дисперсионного, ковариационного, корреляционного, регрессионного, дискриминатного, кластерного анализов;
  • проводить маркетинговые исследования и анализировать конъюнктуру товарных рынков;
  • разрабатывать корпоративные, функциональные и инструментальные маркетинговые стратегии и тактику их реализации; -
  • квалифицированно проводить экспертизу и сертификацию продукции;
  • анализировать показатели сбыта в целом и по товарным ассортимент­ным группам, статистические показатели страны, оформлять результаты пере­говоров.


  • владеть:
  • знаниями о развитии общества, многообразии культур, цивилизаций, форм социального опыта, месте Казахстана во всемирном историческом про­цессе;
  • теоретическими знаниями и практическими навыками проведения всех видов статистического наблюдения, группировки и анализа;
  • методами анализа информации и маркетинговых возможностей хозяйст­вующих субъектов;
  • методами определения технических, эксплуатационных, экономических, эстетических и других параметров потребительских товаров и средств произ­водства;
  • практикой осуществления международных коммерческих сделок, за­ключения контракта купли-продажи и ведения коммерческих переговоров.


  • иметь навыки:
  • проведения всех видов статистического наблюдения, группировки и анализа;
  • маркетингового анализа и контроля;
  • осуществления маркетинговых исследований;
  • определения показателей конкурентоспособности потребительских и промышленных товаров/услуг;
  • осуществления коммерческих сделок, заключения контрактов купли-продажи и ведения коммерческих переговоров, в том числе на международных рынках;
  • моделирования;
  • экономико-математического моделирования прогнозных значений рынка.