Главная Кафедры Технологии оборудования и стандартизации Образовательные программы кафедры Технологические машины и оборудование
Технологические машины и оборудование
Сферой профессиональной деятельности производство, все отрасли промышленности, включая военно-промышленный комплекс, а так же проектно-конструкторские и научно-исследовательские.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются организации, предприятия военно-промышленного комплекса, государственные органы управления, проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, фирмы различных форм собственности.

Предметы профессиональной деятельности

  • технологические машины и оборудование;
  • энергетическое оборудование;
  • ходовое оборудование;
  • рабочее оборудование;
  • системы привода машин;
  • системы управления движением;
  • системы жизнеобеспечения оператора;
  • общий корпус для размещения всех частей машины;
  • конструкционные и эксплуатационные материалы;
  • оборудование для изготовления, испытания и утилизации технологических машин;
  • оборудование для технического обслуживания и ремонта технологических машин;
  • контрольно-измерительные приборы для изготовления и эксплуатации машин;
  • оборудование для автоматизации рабочих процессов машин;
  • оборудование для проектирования машин.


  • Виды профессиональной деятельности

    Расчетно-проектная деятельность:
  • сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования;
  • расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
  • разработка проектной и рабочей документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ;
  • контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
  • проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов.


  • Производственно-технологическая деятельность:
  • организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины;
  • обслуживание технологического оборудования;
  • организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;
  • участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
  • оценка инновационного потенциала новой продукции;
  • подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках;
  • контроль за соблюдением экологической безопасности.


  • Экспериментально-исследовательская деятельность:
  • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
  • математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;
  • проведение экспериментов по заданной методике и анализ их результатов;
  • проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
  • составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;
  • организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.


  • Организационно-управленческая деятельность:
  • составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
  • выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
  • организация работы малых коллективов исполнителей;
  • планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
  • проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
  • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических решений;
  • подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;
  • проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;
  • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений.


  • Монтажно-наладочная деятельность:
  • наладка, настройка, регулировка и опытная проверка оборудования и программных средств;
  • монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей выпускаемой продукции.


  • Сервисно-эксплуатационная деятельность:
  • настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;
  • проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и ремонта;
  • приемка и освоение вводимого оборудования;
  • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
  • координация работы персонала для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства.


  • Функции профессиональной деятельности

  • проведение работ по составлению технической документации и установленной отчетности по утвержденным формам;
  • проведение обучения и инструктажа по технике безопасности, охране труда и окружающей среды;
  • осуществление контроля выполнения требований по подготовке документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках.


  • Типовые задачи профессиональной деятельности

  • техническое и рабочее проектирование узлов и деталей машин;
  • проведение испытаний машин и их элементов на надежность по типовым методикам;
  • проектирование типовых технологических процессов изготовления заготовок, деталей, сборки узлов и машин;
  • управление производством на уровне производственных участков;
  • технологическое сопровождение действующего производства;
  • техническое конструирование электромеханических, гидравлических и пневматических средств автоматического управления на основе типовых решений;
  • испытания средств автоматизации по типовым методикам;
  • анализ и синтез механизмов многодвигательных машин;
  • разработка систем виброизоляции машин и защиты от шума;
  • расчет стендов динамических испытаний, зубчатых и червячных передач ответственного назначения;
  • конструирование сложных опор валов, систем смазки машин и механизмов;
  • анализ надежности и долговечности проектируемых машин.


  • Направление профессиональной деятельности

  • совершенствование конструкции технологических машин и оборудования;
  • комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;
  • установление и обеспечение оптимальных режимов работы технологических машин и оборудования.


  • Содержание профессиональной деятельности

    Участие в:
  • организации и управлении электромеханическими службами производственных предприятий;
  • разработке структур производственно-технологических, сервисно-эксплуатационных и монтажно-наладочных подразделений;
  • создании и совершенствовании технологических машин и оборудования;
  • обеспечении экспериментально-исследовательских работ.


  • Требования к ключевым компетенциям

    бакалавр должен иметь представление:
  • о современном состоянии производства и путях его развития на перспективу;
  • об основных научно-технических проблемах развития и современном состоянии технологических машин различного промышленного назначения;
  • о принципах и приемах расчета и конструирования технологических машин, гидроприводов и гидропневмосистем с использованием вычислительной техники;
  • о структуре и взаимосвязи механического оборудования и его функциональном назначении;
  • о пакетах прикладных программ в области проектирования технологических машин и оборудования, информации, проектирования и эксплуатации технологического оборудования;
  • о системе законодательных актов, способов и средств обеспечения здоровых и безопасных условий труда на промышленных предприятиях;
  • об основных научно-технических проблемах конструирования, изготовления и эксплуатации технологических машин и оборудования.


  • знать:
  • передовые методы эксплуатации механического оборудования;
  • основные права и обязанности обслуживающего персонала технологических машин и оборудования;
  • основные требования по рациональному и безопасному ведению работ, связанных с использованием технологических машин и оборудования;
  • компьютерные средства интенсификации работ;
  • современное состояние и перспективы развития механизации трудоемких работ;
  • методы обеспечения экологической безопасности при эксплуатации технологических машин и оборудования;
  • требования к персоналу;
  • требования и содержание проектной и технической документации при эксплуатации технологического оборудования;
  • методы и формы ремонта технологического оборудования;
  • нормативные документы, регламентирующие выбор и эксплуатацию технологических машин и оборудования;
  • электронную и измерительную технику, приборы и системы контроля производственных процессов;
  • экономику предприятия и отрасли, научную организацию труда.


  • уметь:
  • осуществлять прочностные расчеты и расчеты определения мощности привода машин, обосновывать их выбор для заданных условий и объемов производства;
  • осуществлять расчеты конструкций машин по допускаемым напряжениям и несущей способности на жесткость, устойчивость и выносливость;
  • разрабатывать графики ремонта механического оборудования;
  • решать задачи эффективной эксплуатации механического оборудования с использованием современных методов и вычислительной техники;
  • квалифицированно анализировать и оценивать действия подчиненных, контролировать моральный климат в коллективе, поддерживать необходимый уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
  • оценивать воздействие эксплуатации технологических машин и оборудования на окружающую среду и определять величину ущерба;
  • в составе коллектива проектировать новые технологические машины и оборудование;
  • обосновывать выбор схем технологических машин и оборудования для промышленных предприятий;
  • обеспечивать ритмичную и экономичную работу оборудования участка промышленных предприятий.


  • иметь навыки:
  • работы на ЭВМ;
  • использования методов и приборов исследований;
  • применения основных нормативных документов по эксплуатации технологических машин и оборудования;
  • пользования метрологическими правилами и нормами;
  • владения методами технического контроля в условиях действующего производства;
  • рациональных приемов поиска и использования научно-технической информации;
  • в организации безопасных условий труда и ликвидации аварий; быть компетентным:
  • в области технологических процессов смежных производств;
  • в выборе и рациональных режимах эксплуатации технологического оборудования;
  • в области промышленного трудового законодательства.


  • Основные общенациональные цели образования и иерархия целей (по циклам дисциплин)

  • на практике осуществлять демократические принципы управления образовательным процессом, расширять академическую свободу и возможности высших учебных заведений;
  • обеспечить адаптацию высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества и достижениям научной мысли;
  • обеспечить признание уровня подготовки специалистов в других странах;
  • обеспечить более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.


  • Цель цикла общеобразовательных дисциплин (ООД) – обеспечение социально-гуманитарного образования на основе знания законов социально-экономического развития общества, истории Казахстана, современных информационных технологий, государственного языка, иностранного и русского языков, как средств межнационального общения.

    Цель цикла базовых дисциплин (ОД) - обеспечение углубленных знаний естественно - научного, общетехнического и экономического характера, как фундамента профессионального образования.

    Цель цикла профилирующих дисциплин (ПД) – обеспечение глубоких теоретических знаний и практического опыта в области технологических машин и оборудования.